Top.Mail.Ru
×
Array
(
    [ID] => 128
    [TIMESTAMP_X] => 2023-12-26 13:53:11
    [IBLOCK_ID] => 1
    [NAME] => "Возможно вас заинтересуют"
    [ACTIVE] => Y
    [SORT] => 500
    [CODE] => MAYBE_INTERESTING
    [DEFAULT_VALUE] => 
    [PROPERTY_TYPE] => E
    [ROW_COUNT] => 1
    [COL_COUNT] => 30
    [LIST_TYPE] => L
    [MULTIPLE] => Y
    [XML_ID] => 128
    [FILE_TYPE] => 
    [MULTIPLE_CNT] => 5
    [TMP_ID] => 
    [LINK_IBLOCK_ID] => 2
    [WITH_DESCRIPTION] => N
    [SEARCHABLE] => N
    [FILTRABLE] => N
    [IS_REQUIRED] => N
    [VERSION] => 2
    [USER_TYPE] => 
    [USER_TYPE_SETTINGS] => 
    [HINT] => 
    [VALUE] => 
    [DESCRIPTION] => 
    [~VALUE] => 
    [~DESCRIPTION] => 
)

ЖУРНАЛ 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ' ДЕКАБРЬ 2009



КИСТИ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ.

Тестирование продукции компании «Живописные кисти» г. Киров
Ирина Фёдорова, художник-реставратор, позолотчик
Всероссийский, художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря

Немного о золочении
На каждом этапе золочения необходим набор инструментов и материалов, которые можно разделить на группы:
1. Материал для подготовки поверхности: клей, грунт, левкас, пасты, лаки.
2. Инструменты для проведения этих работ: кисти, пемза.
3. Материалы, на которые наносят золото: мордан, полимент, гольдфарба.
4. Инструменты позолотчика: кисти, лампемзели, ножи, подушка, зубки.

О кистях
В арсенале позолотчика должно быть несколько специальных кистей – для цветных грунтовок, полировки поверхности, смачивания грунта, удаления воздуха из-под золотых листов, переноса листов с подушки на поверхность. Волос для кисти из белки, щетины свиней (китайские), вола, соболя, пони, скунса, ушной волос, а также смешанные и синтетические кисти. По назначению кисти можно разделить на несколько типов.
Кисти-переносчики. Лампемзель – особая кисть из волосков кончика беличьего хвоста веерной или плоской формы. Используется для поддевания листка сусального золота, его переноса и наложения на подготовленную под золочение поверхность или на подушку позолотчика.
Кисти для укладки. Кисть резиновая для удаления лишнего воздуха и разглаживания золотых листов. Кисти смёточные. Для удаления пыли и мелких частиц с обрабатываемой поверхности.
Кисти тампонирующие. Для промокания некоторых частей при различных декорационных приёмах в постобработке изделия.

Подготовка
Подготавливаемую поверхность перед золочением проклеивают горячим клеем, иногда с нанесением паволоки, затем наносят левкас (клей с мелом). Левкас отшлифовывают, трещины мастикуют. А если производится масляное золочение, то наносят несколько слоёв масляного лака.

Виды золочения сусальным золотом
Масляное золочение считается наибо- е лее устойчивым к воздействию влаги и атмосферных явлений и применяется в помещениях и при наружных работах. Это относительно простой и удобный способ золочения почти любого материала – металла, стекла, пластмассы, камня и др. При масляном золочении получается матовая поверхность.
Клеевое – полиментное – золочение: водное и спиртовое. Полиментное золочение – самое тру- е доёмкое, ведь только оно позволяет достигать максимального блеска золота. Отзолочённная поверхность получает вид цельнометаллического предмета. На отшлифованную поверхность наносится 10–15слоёв левкаса. Он, в свою очередь, полируется пемзой, затем на поверхность наносят болюс (полимент), который также полируют. Перед нанесением золота полимент «оживляют» водкой и накладывают сусальное золото, после чего золото полируют агатовым зубком.

В мастерской не должно быть сквозняка, чтобы легче было перемещать золотые листы, толщина которых – доли микрона. Во избежание прикасания к золотому листу некоторые позолотчики работают в хлопковых перчатках. Листок сусального золота или потали из книжки вынимают лёгким дуновением, помогая ему завернуться на нож, на котором листок переносят на подушку, где его разглаживают и вырезают нужную форму. На поверхность лист переносится лампемзелем; золото осторожно разглаживают колонковой кистью, слегка постукивая волосом кисти или ватным тампоном по поверхности, и оставляют до высыхания.

Как проверяли кировские кисти
Сейчас для позолотчиков и реставраторов наступил настоящий праздник, в их распоряжение поступает неограниченное количество новых инструментов и материалов, о которых раньше можно было только мечтать. Но все ли новые инструменты так хороши? Сейчас и проверим их! В данном случае протестируем, то есть поработаем кистями компании «Живописные кисти» из Кирова. Вдруг они более профессиональны в сравнении с кустарными лампемзелями из волоса белки. Наверное, в связи с новомодными увлечениями всем искусственным – от молока до кистей – несколько лампемзелей сделаны из синтетического волоса.

Но, как говорится, не всё новое может оказаться лучшим или универсальным. Синтетический волос лампемзеля грубоват для золота, его жёсткие волоски могут навредить тонкому листочку, порвав его. Поталь, конечно, не рвётся, но дополнительных морщин не избежать. Для профессионального золочения такой лампемзель вряд ли подойдёт. Но его неоспоримое достоинство – износостойкость – высоко оценят дизайнеры. Волоски не истираются и не вылезают из крепёжной ручки.

Если будем проводить ту же работу лампемзелем из волоса белки, то результат окажется намного лучше. Его мягкие, но упругие волоски легко подхватывают листок с подушки и, не причинив ему вреда, помогают с лёгкостью нанести золото на поверхность любой формы.

Теперь поговорим о ручках для лампемзелей. Раньше, когда кисть для золочения делал сам мастер, он использовал то, что было под рукой: картон, кожу и даже дерево. Мне доводилось видеть лапки и лампемзели с резной деревянной ручкой. Эти с любовью вырезанные инструменты говорили о мастерстве позолотчика, продолжением чьих рук они были. Но оставим творческие изыски старых мастеров и сравним картонные и кожаные ручки лампемзелей компании «Живописные кисти».

Если говорить об удобстве в работе, они мало отличаются. Небольшое преимущество кожаного держателя в его мягкости, пальцы рук не устают. Если говорить о практичной стороне вопроса, неоспоримое преимущество всётаки остаётся за кожаной ручкой из-за её долговечности и износостойкости. Многих, наверное, интересует вопрос: «Зачем такое разнообразие лампемзелей? И с удлинённой вставкой, и с укороченной, и просто стандартной, не говоря уже о размерах, то есть ширине кистей».

Всё просто. Удлинённой кистью пользуются для подхвата и наложения большого по размеру листа золота, и для лучшего его прилегания к поверхности золочения, а также удлинённый ворс удобен для плоскостей с разной конфигурацией: вогнутых и выпуклых поверхностей.

Лампемзели с укороченной выставкой удобны в работе с небольшими плоскостями, тонкими филёнками или для вертикальных плоскостей, не имеющих изогнутых конфигураций.

Все эти кисти вполне можно заменить одной со стандартной выставкой. Её универсальность объединяет качества упомянутых кистей, что позволяет работать с любыми поверхностями, а упругость лампемзеля существенно увеличивается по сравнению с удлинённым вариантом выставки волоса, что обеспечивает идеальное повторение формы предмета.

Всего этого можно добиться, используя в работе вместе с лампемзелем кисть для прижима и прихлопывания золота, когда в работе находятся плоскости с выпуклыми и вогнутыми формами и нужно нанести целый лист золота или потали. Лампемзелем снимаем с подушечки для золочения лист золота. Свисающий край золота фиксируем на поверхности кистью для прижима и, прихлопывая края, закрепляем лист на рабочей поверхности. Затем лампемзелем укладываем оставшуюся на нём часть золота на предмет. Мягкий волос белки не наносит вреда и не разрывает тонкое сусальное золото. Этот лампемзель удобен при золочении объёмной резьбы, сложных рельефных поверхностей.

Кисть для прижима обеспечит позолотчику быстрое и удобное нанесение любого материала, позволит избежать разрывов и растрескивания золота, даст возможность нанести золото с наименьшим расходом.

Единственное, на что следует обратить внимание начинающих позолотчиков: использование её в целях приглаживания и располировки золота совершенно неэффективно. Для этого лучше подойдут ватные тампоны или колонковая кисть.

И наконец, что такое лапка? Тот же беличий волос, та же ручка. А чем она отличается от обычного лампемзеля? Её распределение волосков веером позволяет нанести золото в труднодоступные места: туда, где острые углы, поднутрения в резьбе. Из-за веерообразного расположения волосков рука мастера избегает препятствий и неудобств в нанесении золота на предмет или поверхность в интерьере.

Подводя итог, можно смело сказать, что теперь знаем, какой кистью пользоваться. Для работы с сусальным золотом толщиной от 0,02 лучше подойдут лампемзели из волоса белки и лапка. Длину выставки ворса лампемзеля выбираем в зависимости от поставленных задач. Для более плотных материалов – сусальное золото толщиной 0,05, поталь и серебро – можно работать лампемзелями из синтетического волоса либо из волоса белки, но с более упругими волосками и стандартной выставкой.

Кисти для прихлопывания золота лучше выбирать из волоса белки. Для этих же целей, но в работе с поталью и серебром предпочтительнее колонковые и синтетические художественные кисти.

И напоследок быль из жизни реставратора. Дело было в лихие девяностые, когда в Москве появлялись новомодные клубы и рестораны. Меня часто просили позолотить вентиляционные решётки, барные стойки, даже кнопочки слива унитазов. Работа неинтересная, хотелось чегото «великого».

Случай не преминул представиться. В Петергофе предложили позолотить трон Николая I. Увидев предмет тайных мечтаний, я растерялась. Тронное кресло было в великолепной сохранности, лишь лёгкая патина на золоте да незначительные потёртости, сквозь которые благородно просвечивал полимент. Чувствовались время, подлинность, историческая ценность вещи. Рука не поднималась перезолотить трон. Для меня был важен его первозданный облик, а не сияющее подобие. Все объяснения администрации музея о потере исторической ценности, авторства, успеха не имели.

Ответ был один: «В обновлённых залах дворца трон будет выглядеть обшарпанным». Пробую прийти к согласию с другой стороны, предлагаю золотить там, где позолота действительно потёрлась. Это не проходит. И только крик души – экспонирование трона в новодельном виде потребует объяснений, что автор позолоты жив (а это действительности не соответствует), – заставил администрацию пойти на частичное золочение трона. Так удалось сохранить творение мастера-позолотчика XIX века.

Журнал "Художественный Совет", Ноябрь–Декабрь 2009



?>

Комментарии:

Ничего не найдено.

Ваш комментарий: